Регистрация
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.lzsvetlana.ru/
Сейчас на сайте: 4

Версия для слабовидящих

Рабочая программа составлена на основе программы разработанной авторским коллективом: Э. Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева под руководством Д. Б. Кабалевского, издательство «Просвещение» 2006 год.

1. Требования к уровню подготовки учащихся.

5 класса:

 - знать специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

 - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания

  специфики языка разных видов искусств;

 - видеть роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разно

  образных характеров, портретов людей и музыкантов;

 - различать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

 - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими 

    видами искусств;

 - выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

 - размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,

   средствах и формах ее воплощения;

 - передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобрази

   тельной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музы-

  кально -ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

 

  Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

 

  - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  - понимать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

  - знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры 

       их произведений;

  - иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных

 произведений;

  - различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  - определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к

    соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, со

    временная;

  - напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя

    исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  - раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия

    различных видов искусства;

  - развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности

   (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

 

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии,

  средствах музыкальной выразительности;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- размышлять о многообразии музыкальных образов и способах их развития;

- знать имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

  композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- узнавать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки

  эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; образцы

   народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,

  средствах и формах ее воплощения;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в

  изобразительной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,

  музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове;

- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний о

  музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки

  музыкальной драматургии;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных

  классических произведений;

- участвовать, в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом

  интонировании, импровизации).

 

2.Содержание материала.

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры

Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

 Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).

Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.

 

 

 

3.Тематический план.

 

                                            5 класс.

 

                                Наименование разделов, тем                                            

Кол-во часов

 

       Что стало бы с музыкой если бы не было литературы?

 

1

Искусство в нашей жизни.

1

2

Что я знаю о песне?

1

3

Как сложили песню?

1

4

Песни без слов.

1

5

Другая жизнь песни.

1

6

Жанр кантаты.

1

7

Опера

1

8

Балет

1

9

Превращение песен в симфонические мелодии.

1

 

Что стало бы с  литературой если бы не было  музыки?

 

1

Музыка – главный герой сказки.

1

2

Сказки и песни о силе музыки.

1

3

Музыка – главный герой басни.

1

4

Музыка в повестях Паустовского.

1

5

« Я отдал молодежи жизнь, работу и талант».

1

6

Музыка в жизни А.Гайдара.

1

7

Музыка в кинофильмах.

1

 

Можем ли мы увидеть музыку?

 

1

Можем ли мы увидеть музыку?

2

2

Богатырские образы в искусстве.

1

3

Героические образы в искусстве.

1

4

Музыкальный портрет.

4

5

Музыкальный пейзаж.

1

6

Музыка передает движение

1

 

Можем ли мы услышать живопись?

 

1

Можем ли мы услышать живопись?

1

2

Музыкальные краски.

1

3

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

4

Настроение картины и музыки.

1

5

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

1

6

Вечная тема в искусстве.

1

7

Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.

1

 Итого: 34 часа.

 

 

                                                  6 класс.

 

                                            

                                Наименование разделов, тем                                           

Кол-во часов

 

                  Преобразующая сила музыки.

 

1

Преобразующая сила музыки.

2

2

Разное воздействие музыки на людей.

1

3

Задушевность лирической интонации музыки.

1

4

Музыка приносит человеку утешение и опору.

1

5

Музыка с человеком и в горе и в радости.

1

6

Музыка – оружие в борьбе за свободу.

1

7

Сила героической интонации.

1

8

Человек – это звучит гордо!

1

9

Музыка помогает человеку в трудную минуту

1

10

Музыка в переломные моменты истории.

1

11

Взволнованные интонации искусства.

2

12

Сатирические интонации в музыке.

2

13

Музыка Рождества.

1

 

          В чем сила музыки?

 

1

Красота и правда в искусстве и в жизни.

1

2

Красота и правда о героях ВОВ.

1

3

Красота и правда музыка И.Баха.

1

4

Шутливая музыка разного времени.

1

5

Красота и природы и ее отображение в музыке.

1

6

Сила нравственной красоты человека.

1

7

 В чем сила музыки В.А.Моцарта?

1

8

Красота и выразительность в музыке.

2

9

 В чем сила музыки?

1

10

Красота и правда музыки о детях.

1

11

Единство народного и композиторского.

1

12

Единство содержания и формы.

1

13

«Легкая» и «серьезная» музыка

1

14

Никто не забыт, ничто не забыто!

1

15

Жизненная сила музыки П.И.Чайковского.

1

16

Гармония красоты и правды в жизни и в музыке.

1

17

Обобщение изученного за год.

1

Итого: 34 часа.

 

 

                                      7 класс.

 

                                Наименование разделов, тем                                            

Кол-во часов

 

                  Музыкальный образ.

 

1

Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России.

1

2

Образ покоя и тишины.

1

3

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ.

1

4

Образы войны и мира.

2

5

Драматический образ.

1

6

Лирический образ.

1

7

Образ страдания.

1

8

Образ борьбы и победы.

1

9

Картины народной жизни.

2

10

Образ современной молодежи.

1

11

Романтичные образы.

1

12

Образ грусти.

1

13

Разнообразие музыкальных образов.

2

 

   Музыкальная драматургия.

 

1

Развитие музыкального образа.

1

2

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.

3

3

Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

2

4

Контраст музыкальных образов в одном произведении.

2

5

Сонатная форма.

1

6

Противостояние музыкальных образов в одном произведении.

1

7

Драматургия контрастных противопоставлений.

1

8

Интонационное единство балета (оперы).

1

9

Столкновение двух музыкальных образов в симфонии Д.Шостаковича.

1

10

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений.

3

11

«А значит, нам нужна победа».

1

12

Жизнь полонеза.

1

 

 

 

  Итого: 34 часа.

 

 

 

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)