Регистрация
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги
Антон Семёнович Макаренко
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.lzsvetlana.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Данная программа разработана на основе авторской программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015

1.Результаты изучения содержания курса.

 

 В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

- Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

 

 

2.Содержание обучения.

 

Раздел 1. В мире культуры

Величие  российской  культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры– представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин,  К. Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г. Уланова,  Д. Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец  и носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических  чувств в истории России (Дмитрий  Донской,  Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых  трудов  славен…». Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры  самоотверженного  труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные  семейные ценности. О любви и милосердии в разных  религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения  членов семьи. Отражение  ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси. Принятие христианства на Руси, влияние  Византии.  Христианская вера и образование  в  Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой  культуры. Декоративно-прикладное  искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть  исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора –  Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. 

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества  личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование с определением

основных видов деятельности учащихся.

 

 

 

Раздел учебного

курса, кол- во часов

Элементы

содержания

Вид занятий

(кол-во часов)

Основные виды учебной деятельности учащихся.

Формы

контроля

Теоретические

Практические

Контрольные и диктанты, тест.

1.

Раздел 1. В мире культуры.

 

4 часа

Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.

4

-

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве известных людей Обсуждение докладов и презентаций

учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных».

Опрос

Доклад, сообщение.

Тест.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

 

2

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

 

16 часов

 

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Героические страницы

истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн.

Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

 Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. славные трудовые дела и подвиги людей, которые внесли вклад

в развитие культуры общества. Отношение людей к природе.

Семья, обычаи и традиции в разных культурах.

 

15

1

-

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.

Чтение текста и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение текста. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Работа с информацией, представленной

в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Коллективная оценка выполнения задания Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Учебный диалог: «Является ли учеба

трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

«В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

3.

 Раздел 3. Религия и культура

 

10 часов

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

Богослужебная и хоровая музыка.

Роль ислама, буддизма, иудаизма в развитии мировой культуры.

 

10

-

2

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама».

Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».

Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. «Буддизм в России», составление плана пересказа.

Чтение и обсуждение текста учебника о мечети.

Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в

Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней

Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

4.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

 

2 часа

 

 

 

 Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность

2

-

-

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей».

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя   

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память».  

Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника « Творить благо». Коммуникативная

деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова).

 

Опрос

Доклад, сообщение.

 Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

 

5.

Раздел 5. Твой духовный мир.

 

2 часа

Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения

1

1

-

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

 

 

7

Документы (всего: 2)
Документы (всего: 2)