Регистрация
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран
Януш Корчак
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.lzsvetlana.ru/
Сейчас на сайте: 4

Версия для слабовидящих

Данная программа составлена на основе авторской программы «Музыка», авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г.

Документы (всего: 6)
Документы (всего: 6)

Данная рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, М.: Баласс, 2012.

 

1.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты

освоения программы по учебному предмету «Музыка»

1.1. Общие результаты

            Предметные требования:

- наличие интереса к предмету «Музыка»;

- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;

- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-  знание характерных особенностей русских народных песен;

-  умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;

-  умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;

 

-  знание названий различных видов оркестров;

-  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

-  знание имён выдающихся отечественных композиторов  (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);

  -  знание русских народных  музыкальных инструментов  (гусли, баян, гармонь, балалайка,  ложки, трещотка);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

- знание гимна России.

Метапредметные требования:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- умение проводить простые аналогии и сравнения;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Личностные результаты: 

- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;

- уважительное отношение к культуре других народов;

1.2. Результаты по классам.

 

 1 класс.

Предметные требования:

- иметь представление о значении и роли музыки в духовном развитии человека;

- уметь слушать и слышать музыку, выделяя ее из общего звучащего потока;

- формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности.

Метапредметные требования:

 - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

- приобретение навыков осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере и музыкального произведения.

Личностные результаты:

- развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;

- формирование эстетических чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания

- участие в музыкальной жизни класса и школы;

  2 класс.

Предметные требования:

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке;

-  понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт и т.д.) музыкальных жанров;

- накопление знаний о музыкальном языке, об интонационной природе музыки;

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах и исполнителях;

- развитие умений и навыков хорового пения (унисон, расширение объема дыхания, дикция и т.д.)

Метапредметные требования:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная оценка своих музыкальных возможностей.

смысла учения;

- участие в культурной жизни класса и школы.

Личностные результаты:

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусств;

- развитие мотивов учебной деятельности личностного

 

 3 класс.

Предметные требования:

- наличие интереса к предмету «Музыка»;

- умение определять характер, настроение музыки с учётом терминов и образных определений;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка,  Н.

   Римский – Корсаков, А. Бородин, В. Моцарт);

- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях;

 - знание музыкальных инструментов симфонического оркестра;

- развитие умений и навыков хорового пения.

 

Метапредметные требования:

 

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника;

- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;

- умение проводить сравнения между музыкальными произведениями;

- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- умение использовать знаково- символические средства, представленные в нотных примерах учебника;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Личностные результаты: 

- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

 

4 класс.

 

Предметные требования:

- наличие интереса к предмету «Музыка»;

- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;

- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-  знание характерных особенностей русских народных песен;

-  умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;

-  умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;

 

-  знание названий различных видов оркестров;

-  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

-  знание имён выдающихся отечественных композиторов  (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);

  -  знание русских народных  музыкальных инструментов  (гусли, баян, гармонь, балалайка,  ложки, трещотка);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

- знание гимна России.

Метапредметные требования:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- умение проводить простые аналогии и сравнения;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Личностные результаты: 

- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;

- уважительное отношение к культуре других народов;

 

3.Содержание учебного предмета «Музыка».

Представления о музыке  

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.

Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.

Представления о музыкальной жизни разных стран.  

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.

 

 

3. Тематическое планирование.

1 класс.

              №

 Темы

Кол–во часов

1

          «Внутренняя музыка»

3

2

Родная речь

4

3

Петр Ильич Чайковский

3

4

Михаил Иванович Глинка

4

5

Мелодия жизни

4

6

Сергей Сергеевич Прокофьев

3

7

Путешествие во времени и пространстве

6

8

Счастье, ты где?

3

9

Резерв

3

      Итого:

 

33

 

2 класс.

1

«Три кита в музыке»

9

2

О чём говорит музыка

7

3

«Куда ведут нас три кита?»

10

4

«Что такое музыкальная речь?»

8

      Итого:

34

3 класс

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность,танцевальность, маршевость.

9

2

Интонация .

7

3

Развитие музыки.

10

4

Формы музыки.

8

Итого:

34

4 класс

 

Музыка моего народа.

 

1

Музыка моего народа.

19

2

Русский народный костюм

1

3

Урок - концерт

1

4

Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ.

 

5

Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ.

1

6

Музыка разных народов мира

9

7

Композитор-исполнитель-слушатель

1

8

Музыка всегда со мной.

1

9

Обобщение изученного за год.

1

       Итого:

34

 

Документы (всего: 3)
Документы (всего: 3)

Рабочая программа составлена на основе программы разработанной авторским коллективом: Э. Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева под руководством Д. Б. Кабалевского, издательство «Просвещение» 2006 год.

1. Требования к уровню подготовки учащихся.

5 класса:

 - знать специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

 - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания

  специфики языка разных видов искусств;

 - видеть роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разно

  образных характеров, портретов людей и музыкантов;

 - различать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

 - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими 

    видами искусств;

 - выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

 - размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,

   средствах и формах ее воплощения;

 - передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобрази

   тельной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музы-

  кально -ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

 

  Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

 

  - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  - понимать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

  - знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры 

       их произведений;

  - иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных

 произведений;

  - различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  - определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к

    соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, со

    временная;

  - напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя

    исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  - раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия

    различных видов искусства;

  - развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности

   (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

 

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии,

  средствах музыкальной выразительности;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- размышлять о многообразии музыкальных образов и способах их развития;

- знать имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

  композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- узнавать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки

  эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; образцы

   народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,

  средствах и формах ее воплощения;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в

  изобразительной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,

  музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове;

- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний о

  музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки

  музыкальной драматургии;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных

  классических произведений;

- участвовать, в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом

  интонировании, импровизации).

 

2.Содержание материала.

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры

Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

 Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).

Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.

 

 

 

3.Тематический план.

 

                                            5 класс.

 

                                Наименование разделов, тем                                            

Кол-во часов

 

       Что стало бы с музыкой если бы не было литературы?

 

1

Искусство в нашей жизни.

1

2

Что я знаю о песне?

1

3

Как сложили песню?

1

4

Песни без слов.

1

5

Другая жизнь песни.

1

6

Жанр кантаты.

1

7

Опера

1

8

Балет

1

9

Превращение песен в симфонические мелодии.

1

 

Что стало бы с  литературой если бы не было  музыки?

 

1

Музыка – главный герой сказки.

1

2

Сказки и песни о силе музыки.

1

3

Музыка – главный герой басни.

1

4

Музыка в повестях Паустовского.

1

5

« Я отдал молодежи жизнь, работу и талант».

1

6

Музыка в жизни А.Гайдара.

1

7

Музыка в кинофильмах.

1

 

Можем ли мы увидеть музыку?

 

1

Можем ли мы увидеть музыку?

2

2

Богатырские образы в искусстве.

1

3

Героические образы в искусстве.

1

4

Музыкальный портрет.

4

5

Музыкальный пейзаж.

1

6

Музыка передает движение

1

 

Можем ли мы услышать живопись?

 

1

Можем ли мы услышать живопись?

1

2

Музыкальные краски.

1

3

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

4

Настроение картины и музыки.

1

5

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

1

6

Вечная тема в искусстве.

1

7

Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.

1

 Итого: 34 часа.

 

 

                                                  6 класс.

 

                                            

                                Наименование разделов, тем                                           

Кол-во часов

 

                  Преобразующая сила музыки.

 

1

Преобразующая сила музыки.

2

2

Разное воздействие музыки на людей.

1

3

Задушевность лирической интонации музыки.

1

4

Музыка приносит человеку утешение и опору.

1

5

Музыка с человеком и в горе и в радости.

1

6

Музыка – оружие в борьбе за свободу.

1

7

Сила героической интонации.

1

8

Человек – это звучит гордо!

1

9

Музыка помогает человеку в трудную минуту

1

10

Музыка в переломные моменты истории.

1

11

Взволнованные интонации искусства.

2

12

Сатирические интонации в музыке.

2

13

Музыка Рождества.

1

 

          В чем сила музыки?

 

1

Красота и правда в искусстве и в жизни.

1

2

Красота и правда о героях ВОВ.

1

3

Красота и правда музыка И.Баха.

1

4

Шутливая музыка разного времени.

1

5

Красота и природы и ее отображение в музыке.

1

6

Сила нравственной красоты человека.

1

7

 В чем сила музыки В.А.Моцарта?

1

8

Красота и выразительность в музыке.

2

9

 В чем сила музыки?

1

10

Красота и правда музыки о детях.

1

11

Единство народного и композиторского.

1

12

Единство содержания и формы.

1

13

«Легкая» и «серьезная» музыка

1

14

Никто не забыт, ничто не забыто!

1

15

Жизненная сила музыки П.И.Чайковского.

1

16

Гармония красоты и правды в жизни и в музыке.

1

17

Обобщение изученного за год.

1

Итого: 34 часа.

 

 

                                      7 класс.

 

                                Наименование разделов, тем                                            

Кол-во часов

 

                  Музыкальный образ.

 

1

Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России.

1

2

Образ покоя и тишины.

1

3

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ.

1

4

Образы войны и мира.

2

5

Драматический образ.

1

6

Лирический образ.

1

7

Образ страдания.

1

8

Образ борьбы и победы.

1

9

Картины народной жизни.

2

10

Образ современной молодежи.

1

11

Романтичные образы.

1

12

Образ грусти.

1

13

Разнообразие музыкальных образов.

2

 

   Музыкальная драматургия.

 

1

Развитие музыкального образа.

1

2

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.

3

3

Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

2

4

Контраст музыкальных образов в одном произведении.

2

5

Сонатная форма.

1

6

Противостояние музыкальных образов в одном произведении.

1

7

Драматургия контрастных противопоставлений.

1

8

Интонационное единство балета (оперы).

1

9

Столкновение двух музыкальных образов в симфонии Д.Шостаковича.

1

10

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений.

3

11

«А значит, нам нужна победа».

1

12

Жизнь полонеза.

1

 

 

 

  Итого: 34 часа.

 

 

 

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Данная программа разработана на основе авторской программы Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. ДКритская. — М.: 2010.

 

 

Документы (всего: 3)
Документы (всего: 3)

Данная программа разработана на основе авторской программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015

1.Результаты изучения содержания курса.

 

 В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

- Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

 

 

2.Содержание обучения.

 

Раздел 1. В мире культуры

Величие  российской  культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры– представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин,  К. Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г. Уланова,  Д. Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец  и носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических  чувств в истории России (Дмитрий  Донской,  Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых  трудов  славен…». Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры  самоотверженного  труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные  семейные ценности. О любви и милосердии в разных  религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения  членов семьи. Отражение  ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси. Принятие христианства на Руси, влияние  Византии.  Христианская вера и образование  в  Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой  культуры. Декоративно-прикладное  искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть  исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора –  Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. 

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества  личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование с определением

основных видов деятельности учащихся.

 

 

 

Раздел учебного

курса, кол- во часов

Элементы

содержания

Вид занятий

(кол-во часов)

Основные виды учебной деятельности учащихся.

Формы

контроля

Теоретические

Практические

Контрольные и диктанты, тест.

1.

Раздел 1. В мире культуры.

 

4 часа

Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.

4

-

1

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве известных людей Обсуждение докладов и презентаций

учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных».

Опрос

Доклад, сообщение.

Тест.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

 

2

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

 

16 часов

 

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Героические страницы

истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн.

Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

 Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. славные трудовые дела и подвиги людей, которые внесли вклад

в развитие культуры общества. Отношение людей к природе.

Семья, обычаи и традиции в разных культурах.

 

15

1

-

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.

Чтение текста и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение текста. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Работа с информацией, представленной

в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Коллективная оценка выполнения задания Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Учебный диалог: «Является ли учеба

трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

«В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

3.

 Раздел 3. Религия и культура

 

10 часов

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

Богослужебная и хоровая музыка.

Роль ислама, буддизма, иудаизма в развитии мировой культуры.

 

10

-

2

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама».

Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».

Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. «Буддизм в России», составление плана пересказа.

Чтение и обсуждение текста учебника о мечети.

Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в

Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней

Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

4.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

 

2 часа

 

 

 

 Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность

2

-

-

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей».

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя   

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память».  

Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника « Творить благо». Коммуникативная

деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова).

 

Опрос

Доклад, сообщение.

 Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

 

5.

Раздел 5. Твой духовный мир.

 

2 часа

Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения

1

1

-

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Опрос

Доклад, сообщение.

Устное высказывание

Беседа.

Пересказ.

Проект.

 

 

7

Документы (всего: 2)
Документы (всего: 2)