Элективный курс "Современные музыкальные жанры"
Пояснительная записка.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».
Цель курса:
- формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;
- формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.
Задачи:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;
- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;
- показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;
- развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
- научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, - помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.
Содержание элективного курса реализуется на основе принцип последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:
- метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете;
- проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;
- метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;
- метод взаимосвязи различных видов искусств;
- метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
- метод самостоятельной работы с источником.
Формы организации.
Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.
Программа реализуется в различных видах деятельности:
- исполнительская (пение, музицирование);
- слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
- проектно-исследовательская;
Сроки реализации.
Проведение курса предусмотрено в течение 1 полугодия в 9 классе общеобразовательной школы. Курс расчитан на 8 часов.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
- степень развития интереса к данному профилю;
- степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную деятельность;
- степень проявления способностей к музыкально-творческой деятельности и интереса к данному направлению музыки;
- степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, проявления художественного вкуса.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними.
Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;
- знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;
- узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;
- уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;
- иметь представление о выбранном профессиональном направлении;
- сдать зачётную работу.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1.
| Введение в курс. Джаз | 1
|
| 1
|
2. | Рок-музыка | 1 |
| 1 |
3. | Мюзикл | 1 |
| 1 |
4. | Поп-музыка | 1 |
| 1 |
5. | Авторская (бардовская) песня, гитара | 1 | 1 | 1 |
6. | Электронная музыка, синтезатор | 1 |
| 1 |
8. | Зачётное занятие |
| 1 | 1 |
| Всего: | 6 | 2 | 8 |
Содержание.
Понятие «современная музыка», «современный жанр». Музыка «серьёзная» и «лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки. Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.
Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История блюза, его специфика. Классический джаз, биг-бенд. Многообразие жанровых направлений и стилей джаза (кулл, фри, би-боп, свинг и др.)
История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-музыка – явление современности. Основополагающие стили рок-музыки: ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, их особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.).
- Электрогитара, виды, её значение в рок-н-ролле, манеры исполнения.
«Битлз»-творческий портрет, история успеха. «Роллинг Стоунз», «Энималз» и др. Стили рок-музыки: панк, фолк, хард, хэви-металл, «новая волна» и др. Представители стилей.
- Истоки возникновения мюзикла, классические предшественники (опера, балет, оперетта). Водевиль, шоу, мюзик-холл, ревю (музыкально-выразительные средства, особенности, элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Первые образцы западной рок-оперы («Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рок-оперы в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).
- Понятие о поп-музыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения. Актуальность поп-музыки в современных условиях, её положительные и отрицательные черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении поп-культуры. Стили и направления поп-музыки, музыкальный язык и особенности. Представители зарубежной и отечественной поп-музыки. Фестивали, конкурсы, шоу-проекты («Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.
- История зарождения бардовской песни в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность. Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни.
- Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании эстетики мега-концертов, шоу-программ. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоу-программ. Студия звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и др.)
- Синтезатор как представитель современных электронных инструментов.
Зачётное занятие.
Формы зачётных работ (по выбору):
- представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);
- статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;
- проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);
- подготовка доклада или реферата по пройденным темам;
разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект);
Литература для учащихся:
- Кастальский С. Рок-энциклопедия.- М., Ровесник, 1997.
- Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.
- Рок-музыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М., Книга, 1990.
- Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.
- Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», - Минск., Парус, 1993.
- БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.
- Васина-Гроссман В., Первая книга о музыке. 1999.
- Энциклопедия советского джаза, - М., 1985.
- Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.
Литература для учителя:
- Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.
- Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная культура», С-П., 1990.
- Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».
- Компакт-диски, видео-, аудиокассеты, видеофильмы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Дата
|
Основные вопросы |
Основные понятия |
Средства обучения |
1 | Джаз |
| История джаза. Известные исполнители джаза. | Джаз, спиричуэлс, госпел, ритм-группа, синкопа, полиритмия, диссонанс.
| «Молитва» (негритянский спиричуэлс); «Роллем Пит», «Блюз Западной окраины»; Дж. Гершвин. «Колыбельная»; Л. Утёсов. «Диксиленд»; Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.
|
2. | Рок- музыка |
| История и социальные причины возникновения рок-музыки. | ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокэбилли, кантри, хилли-билли, скиффл, биг-бит, хард-рок, андеграунд, фолк-рок, джаз-рок, латин-рок, фьюжн, афро-рок.
| музыкальные произведения рок-групп «Биттлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флойд», «Куин», «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф», «Браво», «Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.
|
3. | Мюзикл |
| Истоки возникновения жанра, классические предшественники | Опера , балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзик-холл, рок-опера.
| Л. Бернстайн. «Вестсайдская история». Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда». А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
|
4. | Поп- музыка |
| Иметь понятие о поп-музыке; знать стили и особенности, отличительные черты поп-музыки;
| поп-музыка, поп-культура, шоу-бизнес, шоу-проект, продюсер, бренд, ротация, имидж.
| выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся, используются видеозаписи шоу-программ |
5-6 | Авторская песня |
| Отличия бардовской песни от других стилей современной музыки; знать особенности бардовской песни; знать представителей жанра;
| авторская песня, барды, тема, образ, мотив, баррэ. | Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня». Ю.Визбор. «Милая моя». О.Митяев. «Как здорово…». В.Высоцкий. «Кони привередливые». А.Дольский. «Баллада о звезде». А. Розенбаум.»Вальс-бостон» и др.
|
7. | Электронная музыка. Синтезатор.
|
| Понятие об электронной музыке. | Электронная музыка, терменвокс, шоу-программа, лазер, синтезатор, аккомпанемент, аккорд.
| инструментальные композиции М.Жаррэ, Э.Артемьева, группа «Спейс» и др.
|
8 | Зачётное занятие.
|
|
| - представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета); - статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села; - проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля); - подготовка доклада или реферата по пройденным темам; разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект |
|